pro bono історії
«Початківцям потрібні знання,
а у великого бізнесу їх дівати нікуди».
Федір Сердюк про свій досвід роботи з наставниками і про те, чому новачкам важлива допомога експертів.
Федір ― засновник сертифікованої тренінгової компанії FAST. Компанія проводить навчання співробітників підприємств
і приватних осіб навичкам першої допомоги,
а службовців силових структур України — навичкам тактичної першої допомоги.

FAST можна вважати соціальним підприємством, тому що діяльність компанії спрямована на пом'якшення гострої соціальної проблеми: смерті від відсутності першої допомоги.
Які відчуття у вас були на початку роботи над FAST?

В начале работы FASTа было даже не чувство страха или неуверенности. Было ощущение непреодолимого препятствия.
Когда понимаешь, сколько всего нужно выучить за целую жизнь, чтобы не делать каких-то элементарных ошибок, возникает ощущение, что никогда с этим не справишься. Даже если потратить год или два на обучение, то все равно оно никогда не будет полным.
В чому саме у вас було недостатньо знань та навичок?

Если говорить о бизнесе, то вначале не было понимания, что я чего-то "сакрального" не знаю, пока не пришлось с этим столкнуться. Легче было разобраться в самом продукте (в теме первой помощи), потому что было огромное желание заняться решением этой проблемы в обществе.
Як вдалось отримати потрібні знання в галузі першої допомоги?

У меня уже были значительные навыки и опыт, но нужно было больше. Я искал возможности и ресурсы для обучения постоянно, и мне с большим удовольствием помогали люди, которые понимали, что первая помощь ― это важно. Например, когда-то очень давно мы сидели с программным директором Impact Hub Odessa, Александром Славским, и я сказал, что хочу поехать на программу первой помощи, и он пообещал помочь и оплатить участие.
Я "вернул долг" волонтерством в армии.

Та же история была с обучением бизнес-навыкам. Анна Мазур, Славский и другие организовали обучение бизнес-навыкам Impact Lab. Компания EY выступала партнером и финансировала эту активность, то есть косвенно поддерживала социальное предпринимательство. Так стало возможным мое участие в программе. Это обучение заложило основу. Какое-то время приходилось дорабатывать hard skills, которые связаны с продуктом, а не с бизнесом, но этот процесс будет длиться всю жизнь, хотя в то время я довольно быстро получил необходимые занния и сертификацию.
Складно було знаходити, до кого звернутись за консультаціями щодо бізнесу?

Когда FAST зарождался, вопрос "К кому обратиться?" не был сложным. Желающих помочь было больше, чем тех, кто готов принять помощь. Ко мне постоянно приходили и говорили: "Чем тебе помочь?". Сложность была в том, что я не знал, в чем мне нужна помощь, не знал, что спрашивать.
Как по Даннингу - Крюгеру: "Чем менее ты компетентен, тем меньше ты можешь свою некомпетентность понять."
Сложность была в том, что я не знал, в чем мне нужна помощь,
не знал, что спрашивать.
Що вам допомогло розібратись?

Я осознал, какие компетенции мне нужны, только на Impact Lab. До того, как ты можешь сформулировать значение слова "маркетинг" своими словами, нет смысла спрашивать кого-то про маркетинг. Уже к концу 2015 года я не спрашивал никого, что делать, а задавал более точные и верные вопросы: "Что скажешь о нашем позиционировании? Достаточно ли она дифференциирована?"
Чому вирішили звернутись за особистими консультаціями?

Например, на том же Impact Lab тебе рассказывают про бизнес-модель, ты вроде все понял, а садишься сам делать ― ничего не получается, потому что невозможно вникнуть в тему за два часа. Приходится брать книгу и идти разбираться. Или рассказывают про финансы на продвинутом уровне, ты пропускаешь один момент ― и все, дальше уже ничего не понятно. С корпоративными финансами мне помог разобраться Андрей Якшин, финансист компании "Кернел". Часть знаний я получил с помощью англоязычных книг и курса на Prometheus. Но мне захотелось разобраться в этом лучше и уже не в формате общения с книгой, а общения с тем, кто применяет эти знания на практике. Из моих знакомых самым близким к этой теме оказался Андрей. Он с радостью согласился, стал видеться со мной, отвечать на мои тысячи глупых вопросов, которые со временем становились все умнее. Мы договорились на некоторых условиях, но основным фактором стало то, что Андрей ― небезразличный и активный человек, загорелся идеей первой помощи и вообще верит в то, что когда помогаешь кому-то, это всегда возвращается.
Мне захотелось разобраться в этом лучше и уже не в формате общения с книгой, а общения с тем, кто применяет эти знания
на практике
З якими запитаннями ви звертались до експертів?

Всю свою карьеру я с завидной регулярностью обращался к разным людям за консультацией. Примерно раз в неделю. Как правило, просто питчился (представлял кратко свою идею) и говорил: "Занимаюсь этим для вот этого. А как бы ты, будь на моем месте, делал это эффективнее?" Или приходил с точечными проблемами и говорил что-то вроде: "Я не понимаю, как оформить предложение для той или иной компании, что им предложить (какую выбрать "упаковку") и каким образом это сделать?" И слушал мнения тех, кто уже работал с чем-то похожим.
Є яскравий приклад такої людини?

Очень хочется перечислить сотни людей, которые помогали мне за все это время. Но очень ярким примером стал Вадим Орлов, СЕО Smarty Family. Он один из самых компетентных людей в бизнесе, которых я знаю. Вадим прошел путь от импакт-менеджера до СЕО в компании с огромными оборотами, получил образование за рубежом, он очень толковый человек. Вадим помогает мне, когда я сталкиваюсь с непростыми управленческими или человеческими вопросами. По моей просьбе Вадим иногда проводит обучение и моей команде.
Як ви домовляєтесь про консультації?

Я всегда стремлюсь любые подобные отношения закрывать каким-то бартером. Например, мы обучаем команду одного из проектов Вадима первой помощи. Но большую роль играет дружба. Был случай, когда я обратился к Вадиму и не мог ему ничего предложить взамен. Тогда он мне ответил, что ничего не нужно взамен, что это называется дружба. Думаю, что главная мотивация помочь мне ― это именно дружба. Так же, как и я готов оказать ему любую помощь, когда понадобится.
А що б ви порадили організаціям,
які хочуть звернутись за консультацією чи послугами
до бізнесу?

1
Понимайте интересы того, к кому обращаетесь. И будьте готовы их защищать. Ведь если компания хочет заявить о своей помощи публично ― будет некорректно отказать в написании отзыва, публикации или фотосессии во время реализации проекта.
2
Выжимайте максимум из возможностей. И это не в агрессивном значении, а в самом лучшем. Живой интерес к проекту будет только укреплять его и мотивировать тех, кто помогает. А если вы будете "щелкать клювом", то эта возможность достанется кому-то другому, компания останется разочарована, а вы пойдете дальше набивать шишки. Цените менторскую помощь, она на вес золота. Потом за нее придется много платить.
3
Изучите того, к кому вы будете обращаться. Методы огромных компаний с тендерной системой и compliance политикой не всегда подойдут начинающему предпринимателю. Всегда примеряйте опыт консультантов для себя, потому что вы лучше знаете, какой у вас проект, и финальную ответственность за его результат несете вы.
Для чого компаніям допомагати безкоштовно
соціальним проектам та ініціативам?

1
Компании, у которых капитал находится здесь, должны задуматься о том, что с ними будет в скором времени. Сейчас, по некоторым оценкам, в Украине живет немного больше 30 миллионов человек. Каждый год часть гибнет на войне, часть уезжает, с частью еще что-то случается. И это все молодые люди. Уже есть кризис в сфере найма, кризис в финансовых вопросах. Кого нанимать, с кем быть партнерами, у кого покупать товары и услуги завтра ― вопрос, о котором следует заботится уже. Вложив в восемнадцатилетнего парня сегодня, через десять лет, возможно, компания получит лояльного поставщика или компетентного менеджера.
Создание среды для развития молодых людей ― шаг в правильную сторону, ведь если этого не сделать сейчас, то через 10 лет будет намного хуже.

2
PR, коммуникация, HR-бренд. Ведь эти люди смогут вскоре прийти работать в компанию, с которой сотрудничают, или порекомендовать ее своим близким. Они с высокой долей вероятности выступят на ее стороне во время очередного "наезда", которые совсем нередки.

3
Это правильно. Правильно, когда крупный бизнес помогает малому или среднему. Потому что начинающим людям нужны знания, а у крупного бизнеса их девать некуда. Польза в том, что у руководства есть чувство справедливости, а это дорогого стоит.