pro bono історії

Ти тут не за грошима,
а за вищою метою

Як група ініціативних дизайнерів безкоштовно розробляє дизайн мобільного додатку для громадської організації «Агенти змін».
Громадська організація «Агенти змін» змінює міський простір – проектує навігацію, розробляє концепції та створює зрозумілі інтерфейси. Важлива частина їхньої роботи – просторові дослідження для покращення комфорту міста, зокрема підрахунок пішоходів. Зараз він виконується вручну, що залучає багато людських ресурсів та займає довгий час. Можливість використовувати для підрахунків мобільний додаток значно полегшила б процесс дослідження. Але щоб його створити, потрібна команда і гроші, які громадська організація може витратити на більш пріоритетні задачі.

На щастя, про проект «Агентів змін» дізнався Антон Голубєв, дизайнер з 14-річним стажем, який і вирішив створити дизайн додатка pro bono та зібрав для цього цілу команду спеціалістів. Ми поспілкувалися з Антоном, Кариною, Іриною та Сашею і з'ясували, навіщо круті професіонали безкоштовно допомагають громадському сектору.
Карина, Ірина, Антон і Саша (ініціативні дизайнери)
Что побудило вас всех собраться вместе?

Антон: Я, например, работаю дизайнером 14 лет и немного засиделся на этой должности. Чтобы двигаться дальше, важно развивать не только навыки дизайна, но и soft skills, необходимые тимлиду: управление командой, коммуникативные навыки, higher vision.

Я давно знаком с Юрой Грановским (сооснователь «Агентів змін» – прим. ред.), поэтому как-то расспросил его о существующих проектах «Агентов». Он рассказал о нескольких, и я понял, что на «Підрахуй» (исследование по подсчету пешеходов – прим. ред.) как раз и можно отработать полный дизайн-процесс. Это редко удается на коммерческих проектах.

Потом я решил провести среди своих знакомых дизайнеров опрос, кому и чем было бы интересно заниматься. Оказалось, что кому-то – графической частью дизайна, кому-то – аналитической, и так вышло, что собралась целая команда, готовая приступить к проекту. Всем понравилось, что можно и городу помочь, и отработать свои дизайнерские навыки.


Почему вы решили помогать именно «Агентам змін»?

Саша: Мне интересно было получить опыт применения дизайн-подходов, которые я изучала только в теории, реализовать реальную задачу и сделать качественный классный продукт. Так что у меня эгоистичный интерес превышает социальный. Дело еще и в том, что я долгое время работала в маркетинге, а теперь перешла в дизайн. И поэтому сейчас мне интересно работать в любых практических проектах, где есть реальные задачи и реальные клиенты.

Ира: Про «Агентів змін» я слышала еще до того, как встретилась с командой. Даже ходила на их лекции, слушала, чем ребята занимаются. Круто, что есть организация, которая взяла все под свой контроль, чтобы было движение в сторону одного стиля, под одним направлением, и не было разрозненных инициатив. Мне всегда не нравился визуальный хаос на улицах Киева, потому я рада приобщиться к инициативам «Агентов» и внести свой вклад.
Карина: По началу мои задачи были схожи с Сашиными, но в процессе работы меня очень увлекли люди, которые страстно желают улучшить наш город и делают это для людей. А то обычно все начинают метушиться и что-то делать под международные события, когда съезжаются люди с Европы. Получается, что наш город делается не для нас. Поэтому очень зажигает, что есть такие «Агенти змін», которые полностью отдаются городу и делают это для именно для каждого из горожан. Мы всей командой рады, что можем не просто познакомиться, а и приложить руку к их деятельности. Это вдохновляет. И не только потому, что мы что-то важное делаем для общества, а и потому, что есть возможность пообщаться с такими мотивированными людьми, это делает нас лучше.
Сколько времени вы уделяете проекту?

Антон: Все время, помимо работы :) Хоть я ребятам и говорю, чтобы не работали по ночам, но бывает, что зарабатываемся.

Ира: Все остальные хобби отложили и нырнули с головой сюда. После одного из этапов проекта – интервьюирования, – респонденты так нас зажгли, что понимаешь: «Я реально не одна здесь, куча людей интересуются тем же», и это очень стимулирует делать свой вклад лучше и больше. Ты видишь, что твой маленький вклад в итоге действительно важный кусочек. Это очень приятно!
Чем эта работа отличается от работы над коммерческим проектом?

Антон: «Агенты» открыты ко всем идеям и очень лояльны ко всем дизайн-методикам, которые в принципе существуют. Это проект, где у нас максимально развязаны руки что-то внедрять. Да, мы презентуем дизайн Роме (исследователь городского пространства в «А3»– прим. ред.), он комментирует, но в то же время мы все равно смогли применить все, что знаем. А на коммерческом проекте время стоит денег, за многие из методик просто не стали бы платить, потому что зачем это надо, если важен только конечный результат.

Ира: Мне всегда хотелось поучаствовать в идеальном дизайн-процессе. Плюс «Агенти змін» тоже дизайнеры и тоже профессионалы, просто немного в другой сфере, и мне очень важно было услышать их реакцию на наши презентации на каждом этапе. Это честный и искренний взгляд со стороны.

Карина: Для типичного коммерческого заказчика дизайн – это просто картинки. А на самом деле это про удобство и поиск рабочего решения. «Агенти змін» тоже ищут такие решения в своей повседневной деятельности, поэтому видят ценность в наших методиках и тестированиях.
На каком этапе сейчас проект?

Антон: Ааааааа, все горит))))). На самом деле все первичные исследования, интервью уже провели, проработали информационную архитектуру и все сценарии пользователей. Сейчас непосредственно работаем над оформлением. Карина готовит UI-kit (набор графических элементов, которые будут составлять интерфейс). После этого разделим экраны между собой, сделаем интерфейс и начнем тестирование дальше.

Как вам работается в такой импровизированной команде?

Ира: Очень круто, что у нас нет споров. Мы пробуем все идеи, и это важный момент для развития каждого. Нравится, что есть жесткие сроки. Например, все заняты на основных работах, и тут кто-то врывается в чат: «Эй, скоро пятница, пора сдавать, делаем то и то». И мы сразу встречаемся на 20 минут и все подхватываем.
Например, кто-то из нас делает свою часть работы и может проконсультироваться с остальными, но это его зона ответственности. Мы уже по своему желанию участвуем, не корректируем работу, а вовлекаемся, только когда нужна помощь. Это одновременно и разделение задач, и кооперация при необходимости (например, если кто-то не успевает).

Карина: Мы все очень разные. На стадии решений и исследований у нас были разные взгляды, но это только помогло нам не упустить много важных моментов, которые не смог бы заметить один человек.


Редакция: а тут команда столько хвалила Антона и его лидерские качества, что получилось бы отдельное интервью. Кажется, у Антона действительно получилось прокачать свои навыки тимлида :)


Как занятость в волонтерском проекте влияет на основную работу?

Ира: У меня сейчас 3 коммерческих проекта, это 4-ый. Хочется иногда уехать в отпуск и всякое такое, но фраза «Чем больше у тебя работы, тем больше ты успеваешь» – это правда, однозначно.

Антон: У меня гибкий график по основным проектам, поэтому я просто раскидываю встречи и работу на весь день. Я большой сторонник того, что нужно работать не 8 часов в день, а головой. И вообще верю, что 20% усилий дают 80% результатов.


Что дала вам работа над проектом?

Карина: Мне кажется, что такие проекты делают нас лучше. Мы что-то отдаем, а взамен получаем гораздо больше, чем получили бы на коммерческих условиях, когда ты услугу, а тебе финансовое вознаграждение. В таких проектах ты услугу, а тебе очень много всего нематериального…

Саша: Именно! Чувство наполненности, самореализации, копилочка в твой кармический фонд.

Карина: Это чувство причастности к чему-то большему. Во время тестирования волонтеров, когда мы записывали gains & pains людей, причастных к «Агентам змін», появилось чувство, что мы тоже стали их частью.

Ира: Это крутая возможность прокачать лидерские качества. Это полезно для опыта, самоорганизации и навыков принятия решений. В волонтерских проектах нету начальника, который рассказывает тебе, что делать. Тут ты сам принимаешь решения, даешь обещания, и это должно быть сделано.


Планируете еще работать на волонтерских началах?

Саша: Мне было бы интересно, потому что я не с самого начала подключилась, а теперь хочу пройти весь процесс. Это очень классная идея – собирать разных дизайнеров и работать над волонтерскими проектами. И здорово, если не только дизайнеров, а и маркетологов, и ребят из других сфер. Часто в дизайн-процессе сам дизайн – это 30% времени, еще же есть исследования, общение. В привычном, коммерческом процессе дизайнер работает непосредственно, например, с вайрфреймами, а все остальные этапы реализуют люди других профессий. А с ними же очень интересно общаться и вместе работать над общей картиной! В таких проектах круто, что они неформальные, и такое общение сильно сближает с коллегами, с кем, может, и не получилось бы пообщаться в другой ситуации.

Антон: У меня всплыл еще один проект, но намного более тяжелый морально: система учета для центра реабилитации инъекционных наркоманов. Я к нему еще вернусь самостоятельно или с командой, очень хочется его сделать.
По каким критериям вы бы выбрали следующий волонтерский проект?

Антон: Если это волонтерский проект, то очень большую роль играет тематика проекта. Если ты тут не за деньгами, то, значит, за какой-то высшей целью. И эта цель должна тебя драйвить. Например, с тем проектом, к которому я планирую вернуться, у меня так: «Я просто должен это сделать! Потому что никто другой не сделает». Проект должен быть важен для тебя лично...

Карина: Это должно быть то, что тебя дополняет и завершает.

Антон: И, конечно, важно, чтобы заказчик был открыт к различным методикам, чтоб он себя не вел как будто в коммерческом проекте, потому что он все-таки не коммерческий. Хотелось бы иметь свободу и возможность экспериментировать. Где, если не здесь.

Карина: И чтобы клиент тоже был частью команды. Тогда получается партнерство.
«У нас уже давно есть понимание, что все процессы в пространственных исследованиях стоит автоматизировать по мере возможностей. Одним из таких процессов был подсчет пешеходов. Бумага и карандаш — это, конечно, хорошо, но создает очень много дискомфорта. У нас зрела идея и понимание того, как этот процесс можно было автоматизировать за счет приложения. Но наших собственных ресурсов на это пока не хватало. И так случилось, что идея и команда, готовая это сделать, встретились во времени и месте. Команда Антона сразу загорелась идеей и очень круто, что ребята были заинтересованы не только непосредственно в дизайне, но и постарались
Роман Дыма, исследователь городского пространства в «Агентах змін» про сотрудничество с командой Антона
полностью вникнуть в весь процесс подсчета пешеходов. Они вместе с нашей командой ходили «в поля», отмечали людей на бумаге, потом считали вручную, чтобы понять проблему изнутри и только тогда придумать лучшее решение. В итоге получится, что взаимодействие с приложением будет еще одним опытом, который проживут исследователи, кроме опыта подсчета пешеходов. Вот так вот команда Антона стала агентами изменений в части нашей работы :)

До момента, когда мы сможем воспользоваться приложением, еще далеко, ведь следующий этап — именно разработка, но проделанная уже работа сделана очень профессионально, и это суперважная основа».